Мой сайт Понедельник, 07.10.2024, 15:28
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Март » 25 » Именем папивина николая филипповича. Газет
20:13

Именем папивина николая филипповича. Газет





именем папивина николая филипповича

На крыльях победы

При царях эта улица Клина называлась Дворянской, после революции - Крестьянской, в 1965 году стала улицей Папивина. Переименовывать ее уже больше никогда не будут. И это не требует никаких дополнительных объяснений - имя генерал-полковника авиации Николая Филипповича Папивина навечно занесено не только в списки самых известных уроженцев Клинской земли, но и в летопись многих славных событий Великой Отечественной войны.

Будущая легенда советских ВВС Николай Папивин родился в 1903 году в деревне Голяди, располагавшейся неподалеку от тихого уездного Клина. Его отец работал на Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге, и уже в 14 лет Николай тоже стал рабочим на железнодорожной станции «Клин».

Профессиональное становление юного железнодорожника совпало с началом грандиозной российской эпохи социальной революции, и она самым коренным образом изменила, казалось бы, уже навсегда сложившуюся судьбу сельского паренька.

В 1918 году Николай стал одним из первых комсомольцев Клинского уезда. В шестнадцать лет вступил в Российскую коммунистическую партию большевиков, в семнадцать - стал политруком 1-го отдельного территориального железнодорожного батальона Николаевской железной дороги.

Молодой политрук, имевший за плечами три класса сельской школы и комиссарские курсы при Главполитпути, показал себя с самой лучшей стороны и через год военной службы был направлен на учебу в только что образованную 1-ю Советскую объединенную военную школу им. ВЦИК - элитную кузницу командирских кадров для Рабоче-крестьянской Красной армии. Школа располагалась непосредственно в московском Кремле, и ее слушатель Николай Папивин вместе с другими «кремлевскими курсантами» не раз стоял в карауле у дверей кабинета создателя Советского государства В.И. Ленина.

После военной школы для красного командира Николая Папивина началась обычная армейская жизнь: в 1924-1927 годах он служит в стрелковой дивизии в Харькове, сначала - комвзвода, а потом - помощником командира пулеметной роты.

Но в конце 20-х годов судьба Николая Папивина сделала еще один резкий поворот. Товарищу Сталину, параллельно с индустриализацией начавшему масштабное развитие современных видов вооружения, срочно понадобились летчики, и Николай Папивин стал одним из многих краскомов, пересевших из командирских седел в кабины боевых самолетов.

В 1927 году Николай Папивин направляется на учебу в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, а по ее окончании - в знаменитую 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного флота (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова).

В начале 30-х годов Николай Папивин прибывает для прохождения дальнейшей службы в Витебск в 4-й отдельный авиаотряд. За последующие пять лет он проходит путь от младшего летчика до командира отряда и заканчивает курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского.

Летом 1939 года Николай Папивин получает под командование 65-ю бомбардировочную авиабригаду - одну из трех в Белорусском особом военном округе, вооруженных новейшими скоростными бомбардировщиками СБ. Вместе с ней комбриг Папивин принимает участие в советско-польской вой­не, где впервые в реальных боевых условиях демонстрирует свои отменные способности авиационного командира.

В 1940 году командование ВВС вновь перебрасывает Николая Папивина на ответственный участок - он возглавляет 1-ю запасную авиационную бригаду в Воронеже. Бригаде поручается формирование первых авиачастей вооруженных штурмовиками Ил-2, производство которых только что начало разворачиваться на располагавшемся здесь же авиазаводе №18.

Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война в сто крат повысила важность этой работы - полки бронированных штурмовиков Ил-2, прозванных фашистами «черной смертью», как воздух, требовались на всех фронтах от Баренцева до Черного моря. Только в период с июля по октябрь 1941 года запасная авиабригада генерал-майора Папивина сформировала и переформировала пятьдесят полков Ил-2.

С эвакуацией воронежского авиазавода №18 в Свердловскую область, туда же перебазировалась и авиабригада Папивина. Здесь ее сводный полк Ил-2 стал участником легендарного события - военного парада 7 ноября в Куйбышеве.

В Куйбышев вместе с центральными партийными и советскими органами из Москвы были также эвакуированы все иностранные дипломатические миссии, и этот парад был призван в первую очередь наглядно продемонстрировать всему миру, что, несмотря на страшные поражения лета и осени 1941 года, Красная армия все так же могуча и уверена в себе. В параде приняли участие почти 700 самолетов различных типов, но даже на фоне этой армады стальной строй штурмовиков бригады Папивина произвел на всех смотревших в небо неизгладимое впечатление.

В Свердловской области бригада Папивина тоже поразила всех. В голой степи в самые кратчайшие сроки она развернула 13 учебных аэродромов и уже весной 1942 года формировала до 20 авиаполков штурмовиков в месяц.

Только в мае 1942 года Николай Папивин получает приказ отбыть в действующую армию. На Калининском фронте он формирует 264-ю штурмовую авиадивизию (в будущем Киевскую Краснознаменную) и вместе с ней участвует в ожесточенных летних боях на знаменитом Ржевском выступе - «краеугольном камне Восточного фронта», как называли его немцы.

Через три месяца командования дивизией Николай Папивин идет на повышение - назначается заместителем командующего 3-й воздушной армии Калининского фронта. Его непосредственный начальник - прославленный советский летчик-испытатель Михаил Громов - очень высоко ценил способности генерала Папивина и неизменно поручал ему самые важные направления боевой деятельности армии.

В мае 1943 года Николай Папивин становится командующим 3-й воздушной армии и уже в сентябре получает звание генерал-лейтенанта авиации. Под его командованием армия принимает участие в Смоленской, Невельской и Городокской наступательных операциях, в ходе которых были освобождены Смоленская область и северо-восточные районы Белоруссии.

Но самым известным стало участие 3-й воздушной армии летом 1944 года в операции «Багратион» по разгрому немецкой группы армий «Центр» в Белоруссии. Вместе с еще четырьмя советскими воздушными армиями она сыграла решающую роль в этой операции, а ее ударные соединения - три дивизии штурмовиков - оставили о себе у уцелевших в Витебском «котле» немцев самую жуткую память.

За умелое командование 3-й воздушной армией в операции «Багратион» Николай Папивин был удостоен звания генерал-полковника авиации.

Еще одной знаменитой для 3-й воздушной армии операцией стало взятие Кенигсберга в апреле 1945 года. Накануне решительного штурма генерал-полковник Николай Папивин и командующий 1-й воздушной армией генерал-полковник Тимофей Хрюкин, переодетые в солдатскую форму, лично провели рекогносцировку кенигсбергских фортов и укреплений, после чего их авиадивизии устроили гарнизону города-крепости настоящий ад. Кенигсберг в итоге смог продержаться всего три дня, а генерал Папивин получил Золотую Звезду Героя Советского Союза.

3-я воздушная армия участвовала в Великой Отечественной вой­не до самого последнего ее часа. Когда утром 9 мая маршал Жуков в Карлсхорсте уже поднимал первые тосты за Победу, штурмовики Папивина продолжали утюжить передний край обороны дравшейся до самого конца Курляндской группировки немцев.

На Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года Герой Советского Союза Николай Папивин шел в первой шеренге сводного полка 1-го Прибалтийского фронта.

После войны генерал Папивин командовал воздушными армиями на Дальнем Востоке и в Закавказье, окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба, был командующим ВВС Таврического военного округа и заместителем Главкома ВВС.

В 1961 году, в разгар хрущевского истребления Военно-воздушных сил, ушел в отставку. В апреле 1963 года заслуженный генерал трагически погиб в автомобильной катастрофе в Тбилиси и со всеми полагающимися почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Помимо улицы в Клину, его именем были также названы траулер Калининградского пароходства и родная деревня Голяди.

Андрей Шугаев.



Источник: www.klin-serpmolot.ru
Просмотров: 657 | Добавил: sollin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz